Диагностика нервно-психического развития детей раннего возраста (от 0 до 3 лет).
Большое внимание специалистами нашего Центра уделяется профилактике, диагностике и коррекции детей раннего возраста.
В последние годы наблюдается возрастание частоты перинатальных поражений мозга. На протяжении последних 5–6 лет ежегодно 35–37% детей рождаются больными или заболевают в период новорожденности, не менее 9–10% детей рождаются недоношенными и с низкой массой тела. Увеличивается количество младенцев, имеющих не только нарушения моторного развития разной степени тяжести, но и психического, прежде всего речевого развития. В результате в дальнейшем растет число детей, испытывающих значительные трудности социальной адаптации, не способных полностью усвоить программу массовых дошкольных и школьных учреждений.
Очень часто родители не замечают у малыша отклонений, либо ждут что они пройдут по мере роста ребенка. Поздняя диагностика (после 3-х лет) парциальных нарушений психических и речевых функций у детей раннего возраста, несвоевременность оказания не только медицинской, но и психолого-педагогической помощи, продолжают оставаться актуальными проблемами отечественной нейропедиатрии.
Почему так важен период до 3 лет? В этом возрасте происходит интенсивное формирование и созревания важнейших структур головного мозга. В этот период мозг и психика ребенка наиболее чувствительны к внешнему воздействию. В раннем детском возрасте выделяется несколько очень значимых периодов, связанных с психофизиологическими особенностями развития.
Именно поэтому, медицинское и психолого-педагогическое воздействие в раннем возрасте дают быстрые и эффективные результаты, а прогноз дальнейшего развития малыша становится наиболее благоприятным.
Показатели нервно-психического развития детей раннего возраста разработаны сотрудниками кафедры физиологии развития детей Российской медицинской академии последипломного образования. Эти показатели отражают оптимальный алгоритм развития, его последовательность и возрастные сроки формирования умений и уровень созревания, который должен быть достигнут ребенком на каждом возрастном этапе в результате влияния целого комплекса различных факторов. Внутри каждого возрастного периода выделяются ведущие линии развития, их характеристики диагностируются прежде всего. Диагностика проводится по показателям, соответствующим возрасту. Обязательно учитывается период протекания беременности и родов, наследственные заболевания родителей и социальная среда, в которой развивается и воспитывается малыш.
Особенно важно увидеть отставание в первые три месяца жизни, так как они с большой точностью прогнозируют задержку форм проявления функций к 12 месяцам и даже в дошкольном возрасте.
На протяжении всего детства важно знать, по какой линии наблюдается наибольшая глубина отставания или наибольшее опережение, что является прогнозом на отдаленное будущее.
на 1-ом году жизни контроль за нервно-психическим развитием осуществляется ежемесячно;
на 2-м году – 1 раз в квартал;
на 3-м году – 1 раз в полугодие;
после 3-х лет 1 раз в год в дни, близкие к дню рождения ребенка
В нашем Центре диагностику нервно-психического развития ребенка проводят педиатр, а также врач невролог. Диагностика может быть комплексной: педиатр +нейропсихолог, невролог + нейропсихолог
В сложных случаях может проводится диагностический консилиум с привлечением нескольких специалистов медицинского и психолого-педагогического профиля.